Самолет приземлился в аэропорту Нью-Дели и мы сразу почувствовали, что мы в Индии - женщины, одетые в сари, мужчины с тюрбанами на головах и запах благовоний. После таможни и всякого официоза нам удалось довольно быстро заказать такси до нашего хостела (мы его предварительно зарезервировали еще в Москве). Не зная, далеко ли хостел от аэропорта, мы поторговались, снизив цену вдвое (хотя все равно наверное переплатили втрое, будучи иностранцами хаха) и доехали до хостела, попутно приглядываясь к местным такси и их манере вождения. И то, и другое нас не могло не удивлять. Такси - небольшие, но компактные машинки, вся форма которых, судя по всему, предназначена только для одного - лавирования между другими транспортными средствами. По дороге мы заехали на заправку, где обнаружилось, что машины работают на газу - так дешевле.
Приехав в отел (New Delhi Hostel) оказалось, что там 6-11 местные комнаты, да еще индус на ресепшене нас уверял, что для того, чтобы остановиться в этом хостеле, нужно членство в сети Youth Hostel. Мы неоднократно остановились в хостелах этой сети, но нигде нас не вынуждали становиться ее членами. Мы решили, что такой хостел нам не подходит и что лучше поехать в район железнодорожного вокзала. Нам подсказали, что такси можно заказать рядом, прямо за углом. Так мы и сделали. Пошли туда и перед нами предстала такая картина (время было около 11 ночи): много машин-такси, и ни одного человека... приглядевшись, понимаем, что водители здесь же, рядом, под рукотворным навесом, на кроватях, укрытые одеялом, спят. После неоднократных, нарочито громких возгласов типа "Привет! Нам нужно такси" один из них соизволил встать, сказал "ОК", и... опять лег спать. Мы не знали, плакать нам или смеяться. Только через некоторое время мы заметили, что чуть подальше одевался другой водитель :) Немного поторговавшись, мы доехали с ним до железнодорожного вокзала, и там через агента поселились в довольно сносной гостинице с громким названием Millenium. 1 номер на четверых с туалетом и душем в первую ночь нам обошелся в 400 рупий за человека (примерно 8 долларов), в последние дни мы снизили цену вдвое.
Следующие 3 дня мы провели здесь, в дели. Удивляло нас буквально все:
- еда на 80% вегетарианская, что было довольно непросто для наших мальчиков - Хорхе и Рафаэля, зато нам с Ямной пришлись по вкусу вегетарианские блюда. Оставшиеся 20% - приходятся на мясные блюда из курицы и баранины, в основном курицы, причем, похоже, одно блюдо от другого отличается только набором специй;
- коровы действительно ходят по улицам, причем сначала нам было непонятно, бездомные они или нет. Как потом нам объяснили, у всех коров есть хозяева, просто... они на какое-то время забывают про них, т.е. коровы уходят из дома погулять, как кошки :) Честно говоря, нам показалось странным, что на священным животным так издеваются: тощие, замученные, они бродят по бедным кварталам города, копаясь в помоях и питаясь неизвестно чем. В тех местах, где бродят коровы, трава, растущая из земли, отсутствует в принципе. У нас даже мелькнула мысль: мы хоть и едим коров, но живут они у нас как королевские особы, по сравнению с индийскими сородичами;
- помимо коров неоднократно видели прыгающих по крышам обезьян, всегда они тусуются группами;
- такси есть 3 видов: 1 вид – обычная машина, типа той, на которой мы ехали из аэропорта. 2 вид – авторикша (или «тук-тук», как его называют многие, в основном, иностранцы) – представляет собой трёхколесный мотоцикл с кабинкой без окон без дверей, только с навесом. Мы туда помещались вчетвером, не считая водителя (да и то, Рафаэлю как самому худенькому приходилось ехать в обнимку с водителем, а мы втроем – сзади). 3 вид – велорикша, это трёхколесный велосипед с сиденьем для 2 человек. Велорикш мы встречали только в Дели. Причем надо заметить, что первым видом простой народ не пользуется, а в другие 2 вида набивается по столько человек, что и сосчитать сложно - по нашим скромным подсчетам, человек 10, а то и больше;
- ввиду относительной дешевизны мотто- и велорикш общественный транспорт – автобусы ходят довольно редко, и рассчитывать на них при передвижении сложно, да и не выгодно – нам было четверо, и нам было гораздо экономнее на такси и рикшах;
- метро. Небольшое количество станций и веток, бесшумные вагоны, электронные табло. Полное отсутствие каких бы то ни было архитектурных украшений. Вход-выход через жетон, стоимость зависит от дальности поездки. При входе всех обыскивают несколько военных. В качестве исключения, похоже, не обыскивают женщин и иностранцев, но сумки, правда, у них проверяют;
- город разделен на 2 части: Нью-Дели («Новый Дели») и Олд-Дели («Старый Дели»). Деление это отнюдь не условное, даже более того: между этими районами как будто проведена невидимая, но большая и жирная черта, настолько они отличаются друг от друга. Нью-Дели – многоэтажные застройки, торговые центры, преобладание машин на дорогах, ухоженные, красиво и модно одетые люди; Олд-Дели – 1-2-3-этажные дома, на первых этажах – сплошные лавки-магазинчики, где продается буквально всё – от самого нужного до самого ненужного. Коровы, буйволы, козы, гуляющие по дорогам и обочинам. Практически полное отсутствие машин, только рикши. Грязь, кучи мусора, местами жуткий запах; люди, жгущие костры ночью, чтобы согреться (в качестве сжигаемого материала используется все – от фантиков до резиновых покрышек и коровьего навоза). Некоторые живут в самодельных навесах-палатках, некоторые спят прямо на улице, прикрывшись покрывалом. На иностранцев смотрят как мы на мартышек в зоопарке (часто пытаются потрогать, прикоснуться, будто не верят, что мы не мифические существа), другого сравнения не нахожу. Причем надо заметить, что все это сочетается с детской непринужденностью и почти всегда с хорошим отношением, поэтому вызывает скорее улыбку, чем раздражение;
- большинство женщин одеваются в национальные одежды – сари и эдакую тройку шаровары-платье-шарфик в тон. Сари – кусок ткани шириной в 6-8 метров, завернутый особым образом вокруг женской фигуры, без единого узелка и любого другого соединения – в общем, так, как мы видели в индийских фильмах. Индианки очень любят яркие цветы и всевозможные их сочетания. Очень красиво! Каждый раз, проходя по улицам, не могла я оторвать глаз от мимо проходящих девушек, женщин и даже бабушек – ну просто нет 2 одинаковых нарядов! А вот мужчины, в отличие от женщин, одеваются по-европейски, так сказать: штаны, футболки, рубашки. Иногда тюрбан, или еще реже – свободные белые штаны со свободной же белой рубашкой. Как потом нам рассказал один знакомый индус, мода на яркие сари появилась после индийских фильмов нового поколения, в частности, после очень известного в России «Танцора диско»;
- женщин на улицах очень мало, везде работают мужчины: в т.ч. официантами, швеями, уборщиками. Видимо, женщины дома сидят и хозяйством занимаются;
- на многих продуктах, лекарствах, товарах народного потребления прямо на упаковке напечатаны цены – нам, как туристам, это безумно нравилось, т.к. мы не чувствовали, что с нас сдирают втридорога. Еще на упаковках продуктов обязательно стоит зеленая точка, которая означает, что еду можно спокойно употреблять в пищу вегетарианцам, и красная точка, если наоборот;
- невероятно загрязненный воздух. Пыль от дорог, дым от костров, смог, выхлопы от транспорта и еще не знаю чего делают воздух просто непригодным для житья, по-моему. И пусть говорят, что воздух в Москве сильно плохой, до Дели нам все равно далеко. И хорошо. Говорят, Дели – самый загрязненный город Азии;
- индийский английский. Это как разговор с маленьким ребенком – вроде и говорит на понятном теье языке, и понимает тебя, а вот ты его… через слово, а то и через два, а то и вообще не понимаешь. Невероятный акцент делает очень сложным для понимания язык, с которым в других местах проблем вроде бы и нет. Зачастую даже теряешься, не понимая, говорит ли с тобой собеседник еще на английском или уже незаметно перешел на свой диалект. Кстати, о диалектах. В Индии 2 официальных языка – английский (Индия много лет была индийской колонией) и хинди. Также распространен бенгали + несколько десятков (а то и сотен) диалектов, так что далеко не все понимают английский;
- люди, спящие прямо на улицах. Они есть везде (за исключением Нью-Дели, наверное). Причем в огромных количествах. Вечером они жгут те самые костры из всего, что попадется под руку.
Джами-Масджид
Джами-Масджид - это одна из самых красивых мечетей в Индии. Это кафедральная мечеть. Она была построена в 1658 году императором Шах Джаханом. Поистине поражают масштабы этого величественного здания: здесь могут поместиться 25 тысяч молящихся. Место это особое, оно почитаемо всеми мусульманами Индии. И во время праздников сюда стекаются миллионы паломников со всей страны. Дело в том, что согласно преданию, именно в Джами-Масджиде пророк Мухаммед поведал своим ученикам главу Корана, которая и по сей день хранится среди других мусульманских реликвий. В этой мечети можно увидеть правую туфлю пророка Мухаммеда, отпечаток его ноги на камне и даже рыжеватый волосок из бороды!
Прогулка по центру Дели на велорикше
Мы взяли 2 велорикши и они прокатили нас сначала по центральной улице Дели, а затем, - по кривым улочкам города, мимо бесчисленных лавок. Была вторая половина дня, народу на улицах было видимо-невидимо, и соответственно пробки были сумасшедшие. Но для нас было очень странным видеть участников движения – вело-и моторикши, мотоциклы и велосипеды, нагруженные разными товарами, обычных для нас машин там было меньше всего. Ну а узкие улочки, представляющие собой бесконечный рынок – это особая романтика (правда, только для того, чтобы проехать, посмотреть, не больше). Большинство индусов смотрело на нас с неподдельным любопытством, зачастую нам заглядывали чуть ни в лицо, дети бежали за нами и старались потрогать, в общем, я чувствовала себя как героини какого-нибудь фильма, где знатных особ несут на носилках, а простые смертные толпятся вокруг, очень странное ощущение.
Кстати, на фото внизу - общественный туалет, причем они в принципе предусмотрены только для мужчин, и таких мы встречали немало. Видимо, женщины должны дома сидеть, нечего им шастать по улицам :)
|
Когда мы вечером возвращались к своему отелю, увидели то, что я раньше видела только в индийских фильмах – народное гуляние с песнями и танцами (песен было больше, чем танцев). Удивительное зрелище! Потом мы поняли, что это было посвящено какому-то религиозному событию, т.к. в центре было изображение какого-то божества, украшенного цветами. Причем павильон, где пел мужчина, был поставлен прямо посереди узкой улочки – просто повесили несколько белых простыней, перекрыв тем самым улицу, и все., место для торжества готово! :) |
Красный форт (Лал Кила)
Именно отсюда в День независимости премьер- министр посылает свои ежегодные обращения к индийскому народу. Это сооружение, построенное в XVII веке, помимо своей несомненной архитектурной ценности, особенно дорого сердцам индийцев тем, что здесь 15 августа 1947 года Джавахарлал Неру спустил английский флаг и торжественно поднял флаг независимой Индии.
Храм Лакшми-Нараян (Бирла Мандир)
Храм Лакшми-Нараян (Бирла Мандир) расположенный на Ловер-ридж, построен несколько десятилетий назад семьей известных промышленников Бирла. Это грандиозный комплекс с центральным храмом, посвященным Нараяне, форме Вишну, и супруге Вишну Лакшми, Богине счастья, богатства и красоты.
Старый форт (Пурана Кила)
В 1530 г. император Хумаюн начал строительство Пурана Кила (Старой крепости). В период правления Шершаха Сури (1540—1545 гг.) форт был разрушен и отстроен заново. Хумаюн, вернувшийся в 1545 г. на престол Дели, укрепил цитадель и назвал её Дин Панах.В периметре массивные стены Пурана Кила (высота достигает 18 м, ширина в некоторых местах — до 15 м) составляют около 4 км. Форт стоит на том месте, где когда-то якобы процветала столица Пандавов Индрапрастха. В летописи Акбара говорится, что ко времени его правления некоторым участкам стены этого форта было уже 1176 лет.
Пурана Кила является как бы невидимой границей между Старым и Новым Дели.
Старый форт для нас был настоящим открытием – этакий тихий райский уголочек со свежим воздухом, пальмами, попугайчиками прямо в центре суетного загазованного Дели! Просто потрясающе! А вечером мы катались на катамаранах на пруде возле форта, катамараны там не такие, какие я видела в России – 4-местные, 4 человека сидят друг напротив друга, можно крутить педали по очереди :)