Агра – хоть и не столица Дели, но туда приезжает большинство тех, кто оказался в Индии. А как же иначе, если здесь находится величественный Тадж-Махал, символ Индии. Мы должны были приехать в Агру днем, и незадолго до нашего приезда туда мы заметили группу корейцев в соседнем «купе». Отправили Рафаэля на разведку, и он узнал, что они тоже едут в Агру, и на вопрос, где они будут останавливаться, дали нам адрес и телефон хостела из их « Lonely planet » (для непросвещенных – эта книга – можно сказать, библия путешественника, передвигающегося таким путем как мы, но у нас ее не было) – там было написано, что он милый и недорогой. Мы решили ехать туда сразу. Тут поезд останавливается, мы понимаем, что кто-то сказал, что это Агра, хватаем свои рюкзаки, и выпрыгиваем из вагона. На всякий случай спрашиваем у прохожего: «Агра?» На что он отвечает, что да, мол, Агра, но вам какая именно нужна? Оказывается, в Агре есть 2 ж/д станции и поезд останавливается на обеих из них. Недолго думая, отвечаем, что нам нужна та Агра, где Тадж-Махал. Тот начинает размахивать руками, и мы понимаем, что это не наша Агра и он нам советует быстрей лезть назад в наш поезд, что мы и делаем, причем буквально на ходу, т.к. поезд тронулся, однако двери не были закрыты (такое часто бывает в индийских поездах). Классическая сцена из кино – поезд уходит, мальчики забрасывают сначала нас туда с Ямной, а потом и сами запрыгивают на ходу! Вот веселуха! :)
На следующей станции мы слезли, предварительно уточнив, Агра ли это, та, которая с Тадж-Махалом. Прямо на выходе из ж/д вокзала, нас наперебой окружают человек 20 водителей тук-тук и такси, наперебой предлагая отвезти нас хоть куда – это непременная сцена на любом из вокзалов Индии. Причем объяснения того, что мы уже знаем куда ехать, и мол, спасибо, не надо, не помогают – эта толпа ходит за тобой до тех пор, пока ты не уйдешь/уедешь. Так что пока мы ходили, искали телефон, звонили в хостел и узнавали есть ли там для нас местечко, эта процессия сопровождала нас повсюду. Потом все-таки мы сторговались, и уехали с одним из них в хостел.
Приехав туда, мы поняли, что насчет хостела не прогадали! Хостел оказался довольно милым, двухэтажными, с верандами на обоих этажах и внутренним патио с обильной экзотической для нас растительностью (350 рупий, или около 100 руб. за человека). Водитель, привезший нас, предложил нас покатать по всему городу, показав нам все, что мы захотим, до того часа, до которого мы захотим, где-то за 250 рупий (160 руб.). Мы прикинули и согласились, ведь в Агре мы собирались провести один день, да и то потратить его на Тадж-Махал.
Так что, закинув вещи, мы поехали осматривать город. По пути водитель вдруг резко остановился и окликнул проезжающего мимо, пересадил нас к нему в тук-тук, а сам удалился. Увидев наши удивленные лица, наш новый гид-водитель сказал, что тому резко позвонили из дома и сказали, что что-то случилось (хотя, насколько мы поняли, первый водитель нам сказал, что сломался его тук-тук). В общем, это было неважно, да и повезло нам больше – новый водитель оказался на редкость разговорчивым, да и его английский был более или менее сносный, мы могли понять, о чем он говорит. Сначала он нас привез в Форт (построенный в 16 в.), мы его объехали со всех сторон, но решили, что заходить вовнутрь не будем, так как времени до закрытия оставалось не так много, да и деньги сэкономим.
Потом поехали к Тадж-Махалу с другого берега реки Ямуны. Проезжая по мосту, видели, как женщины стирают белье в почти высохшей реке. Мы приехали как раз в тот момент, когда садилось солнце, и увидели остатки высохшей ркеи, в воде которой отражалось красное заходящее солнце, а позади реки – Тадж-Махал. Очень красивое зрелище! Ну а вокруг – без этого в Индии никуда – вороны и дети, выпрашивающие деньги. Еще там мы познакомились с милой группой из Аргентины. Кого только не встретишь на своем пути в такого рода путешествиях! :)
Потом уже начало темнеть, и мы опять поехали кататься по городу. По дороге увидели несколько огней вдали, на реке, как нам объяснил наш водитель, там сжигали мертвых – древнеиндийский ритуал. Вообще, кататься по этому городу в тук-туке было довольствие сомнительное, в силу загрязненности воздуха, как и во многих индийских дорогах, только еще здесь накладывалось одно обстоятельство – Агра славится своими мастерами резьбы по камню и мрамору, видимо, со времен постройки Тадж-Махала. И поскольку в этом городе есть много соответствующих мастерских, ко всей колоритности воздуха добавляется еще и каменная пыль – «на радость» легким, особенно с непривычки.
И естественно, водитель не мог не сделать «приятное и полезное» и себе, и нам – сначала отвез нас в пару магазинов – мастерскую-магазин по изготовлению мрамора и ювелирный. Мы, как не сдерживали себя, сделали пару покупок, ну а водитель получил от хозяев заведений свои 10-20 (а может, и больше) рупий за то, что привез нас туда.
Тем же вечером представитель сильного пола, Рафаэль, почувствовал слабость и было похоже на то, что он заболевает. Поэтому, несмотря на восхищенные рекомендации нашего водителя о том, что Тадж-Махал в свете лучей восходящего солнца просто чудесен, сказал, что вставать так рано ни за что не будет, так как надо хорошо выспаться, чтобы организм не ослаб вообще. Пользуясь случаем, попросили заехать туда, где можно купить лекарства, и нас привезли в круглосуточный аптечный киоск рядом с больницей. Пока Рафаэль с Ямной выбирали таблетки, я обратила внимание на лист бумаги с фотографией, который висел на стене рядом с киоском. Там было написано, что несколько месяцев назад при неизвестных обстоятельствах пропал кореец. Заметив мое лицо, водитель спокойно заметил: «А, да, было такое… Убили, наверное». Тон, которым он произнес эту фразу, потряс нас до глубины души, он сказал это так, будто дело шло о пустяковой ерунде. Стараясь не думать об этом, мы поехали домой.
Вечером же оказалось что не только Рафаэль, но и другой представитель сильного пола почувствовал слабость – Хорхе. Однако он пообещал мне, что если я уж так сильно хочу увидеть рассвет в Тадж-Махале, то он пойдет со мной, если я встану так рано. Видимо, он думал, что хорошо знает, как я люблю поспать и точно не встану в 5:30, а он скажет «Видишь, какой я хороший – согласился пойти с тобой так рано, а ты вот сама не встала….» Ан нет! Не тут-то было! Я встала на 10 минут раньше будильника, в 5:20 – на меня не похоже никак, если честно…. И мы поехали смотреть предрассветный Тадж-Махал!!!
Один британский путешественник сказал: "Все люди в мире делятся на две группы - те, кто видели Тадж-Махал, и те, кто не удостоился этого счастья". Это не только самый известный мавзолей, но и одно из самых прекрасных сооружений на земле. История создания и бытия этого великолепнейшего памятника человеческим умениям полна событиями, но, чтобы не утомлять, помяну лишь о нескольких интересных фактах:
Тадж-Махал был построен в 17 веке пятым правителем империи Великих Моголов Шах-Джаханом в память о любимой из жен Мумтаз-Махал, а по-персидски, Тадж-Махал ("Венец дворца"), которая умерла при родах 14-го (!) ребенка. Она - единственная из жен сопровождала его в далеких военных походах и единственный человек, которому он полностью доверял. После ее смерти Шах был на грани самоубийства. По преданию, он приказал забальзамировать тело Мумтаз-Махал и просидел над ним в походной палатке 6 месяцев. Выйдя оттуда постаревшим и потерявшим интерес к жизни, Шах-Джахан объявил во всех своих владениях двухлетний траур, во время которого запрещалась музыка, нельзя было носить яркую одежду, украшения, а также употреблять благовония и косметику. Вдовец перевез тело Мумтаз-Махал в Агру, где решил воздвигнуть мавзолей, по красоте достойный его любимой женщины, а по величию - силы его чувств. В период правления Великих Моголов, Агра наравне с Дели считалась столицей империи, достигшей к тому времени своего расцвета.
Шах-Джахан приказал созвать на совет лучших архитекторов восточного мира. И только после одобрения деревянной модели будущего мавзолея началась подготовка к строительству. После завершения строительства многим мастерам после этого ампутировали руки или большие пальцы на руках, чтобы они уже никогда не смогли повторить подобный шедевр.
Строился мавзолей, вернее, целый комплекс, 17 лет, еще 5 лет ушло на отделку. На строительстве было занято более 20 тысяч рабов. Говорят, что Тадж-Махал начинали великаны, а заканчивали ювелиры. Более 1000 слонов доставляли белый мрамор из уникальной раджпутанской каменоломни в 320 км от Агры. Другие материалы доставляли издалека: нефрит везли из Китая, аметист из Ирана, малахит - из России, сердолик - из Багдада, бирюзу - из Персии и Тибета. По указанию Шах-Джахана, для мемориала в честь его любимой жены отбиралось все только самое лучшее.
Тадж-Махал построен так, что он точно вписывается в квадрат со сторонами 75 метров , и ровных линий и пропорций можно в нем провести и найти столько, что один известный архитектор назвал этот дворец идеалом симметрии. Причем, что самое удивительное, Тадж-Махал, равный по высоте двадцатиэтажному дому, никак не подавляет своими размерами.
Шах-Джахан хотел также построить напротив белого мавзолея черный – для себя, и мост между двумя этими сооружениями, но это ему не удалось воплотить – после государственного поворота власть захватил его сын, а отца заточили в Форте в Агре, и он до последних дней мог любоваться своим шедевром только из окна. Жестоко? Возможно, однако в свои времена и сам Шах-Джахан выбрал не самый гуманный способ стать правителем великих монголов – он убил всех своих братьев и родственников, дабы не было больше претендентов на престол!
Если снаружи Тадж-Махал поражает симметрией, то внутри изяществом выполнения резьбой по мрамору. Раньше внутренняя поверхность была украшено еще и драгоценными камнями, а вороты были сделана из чистого серебра, но естественно, многочисленные завоеватели разграбили все, что могли. Однако и без драгоценных камней и металлов этот дворец не может не поражать.
Было замечено, что все 4 минарета, окружающие мавзолей, наклонены в стороны, говорят, что это было сделано специально, чтобы в случае землетрясения они не упали на сам мавзолей. Однако в связи с иссушением русла реки Ямуны, которая является часть архитектурного проекта (она должна стабилизировать его мраморные купола и минареты), эти наклоны стали довольно опасными. Люди из научного мира утверждают, что если не спасти Ямуну, то велика вероятность не сохранить Тадж-Махал для потомков.
В 1983 году Тадж-Махал был внесен в список объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО. Над Тадж-Махалом запрещено пролетать, чтобы вибрации атмосферы, которые создает летательный аппарат, не нарушили конструкции уникального монумента.
По пути в Гвалиор. В Гвалиор мы поехали равно утром, еще бы – из Агры туда ехать всего 2 часа на экспресс-поезде. Поезд оказался суперкомфортным (особенно для Индии) – сразу было видно по окружающим нас людям, что едим мы среди элиты индийского общества – члены семьи, ехавшей напротив нас, разговаривали между собой на английском! Нас потрясло это до глубины души. Так как спали мы мало, мы почти сразу вырубились, но даже сквозь сон мы слышали пронзительный, оглушительный крик-визг резвящихся детей, которые прыгали-бегали по всему вагону, залезали на столы и не знаю чего еще (иногда я открывала глаза и наблюдала за происходящим). И никто не слова не сказал! У нас бы (в России) давно на них наехали – и на детей, и на родителей :)
Не проспали свою остановку совершенно случайно: Рафаэль в самом начале пути спросил у соседа по сиденьям, долго ли ехать до Гвалиора. Когда мы подъезжали к месту назначения, мы все уснули, даже не сильно задумываясь о том, как бы нам не проехать свою станцию :) Так вот тот самый сосед нас и разбудил, сказав, что сейчас будет наша остановка. Мы быстро похватали свои вещи и выбежали из поезда. Только потом мы поняли, что в спешке забыли куртку Рафаэля. Вообще, есди бы это случилось в обычном вагоне 2 или 3 класса, мы бы даже и думать не стали про эту куртку – понятно было бы, что ее там уже не будет. Однако вокруг нас была довольно почтенная публика, мягко гоовря, вот мы и пошли обивать пороги ж-д начальников станции. Там нас преспокойно выслушали и пообещали приложить все усилия. Поезд, на котором мы ехали, направлялся в Джанси, и нам сказали, что куртка будет там. А поскольку следующим нашим пунктом должен был быть именно Джанси, нас заверили, что если куртку найдут, то нам ее передадут в Джанси. Забегая вперед, скажу, что куртку нам действительно вернули, несмотря на то, что мы пришли за ней на сутки позже, чем обещали (попросту забыли сразу забрать ее).
Форт в Гвалиоре
Гвалиорская крепость (14 в.) построена из красного песчаника. Ее сторожевые башни, примыкающие к главным воротам, своими изящными линиями напоминают минареты, как бы прилепившиеся к скале. В свое время крепостная стена была облицована разноцветной декоративной плиткой, и, что самое интересное, несмотря на то, что прошло столько времени со времен постройки крепости, сохранились остатки этой плитки, особенно выделяется синий цвет. фигур крокодилов со сцепившимися хвостами.
В середине 19 века Гвалиор стал базой восстания, которое послужило началом борьбы индийского народа за независимость. Здесь сипаи, которых возглавляла Лакшми-бай, дали англичанам последний бой. Раненная пулей и саблей, героиня умерла в седле. Подобно Жанне д'Арк, Лакшми-бай сражалась в мужской одежде. Англичане так и не узнали, что она была женщиной.
От одного взгляда на форт захватывает дух. Он раскинулся с востока на запад на площади протяженностью свыше 2 километров и стоит на плинтусе высотой примерно 90 метров! В ширину он простирается на 180-840 метров. Форт окружен высеченной из камня стеной высотой 105 метров. Строительство крепости на таком крутом склоне, должно быть, было очень трудным делом.
Подъезжаем к форту. Его видно издалека - он стоит на самой вершине горы |
Город Гвалиор сам по себе ничем не отличается от других городов Индии |
Здесь вход в форт-крепость |
При входе в ворт есть двор, где много каменных скульптур и фигур, вырезанных из камня |
.......... |
Чтобы зайти в форт, сначала нужно подняться вверх - дорога была сделана широкой специально для того, чтобы могли проехать слоны с паланкинами |
Мы с целой индийской семьей. Все они - близкие родственники, которые пришли сюда за культурным досугом :) |
Вот мы и вошли на территорию форта! |
Рафаэль с нашим гидом по Индии... Жаль, что через несколько часов после этого снимка мы потеряли эту книжку :( |
Во внутреннем дворце форта |
В темных комнатах много летучих мышей |
К нам незаметно прилепился гид и провел нас в подземную чатс дворца |
В этом подземном каменном зале раньше был бассейн, где купались жены махараджи (правителя) |
Через это "шахматное" окно жены ждали своего мужа с войны |
Если враг проникал в эту комнату, ему приходилось наклоняться из-за низкой двери, и ему немедленно отрубали голову |
Один из внутренних двориков дворца |
А это мы выглядываем :) |
Это "цветок солнца" - как нам объяснил гид, значение у него такое: в мире много религий, у каждой религии свой бог, но на самом деле Бог для всех один. Смысл - точнее не скажешь! |
Это была зимняя комната махараджи, где он уединялся с одной из своих жен, а через эти окошечки их утром будил звон браслетов на ногах танцующих служанок. Ничего себе будильничек, да? :) |
Мы вышли из дворца и несмотря на уговоры гида, решили сами погулять по огромнейшей территории форта |
Древние стены древнего форта напоминают о былом величии |
С гвалиорской семьей |
Как заметил Хорхе, в Индии у всех собак, которых мы встречали, были щенята :) |
На выходе из форта находятся впечатляющие вырубленные в скалах пещеры джайнских аскетов с древними огромными фигурами Будды и великих учителей. Потрясающее зрелище!!!
Через эти ворота мы вышли из ворот |
Спускаемся по дороге |
Вот они, эти удивительные фигуры! |
Одна из статуй Будды |
Так видно снизу |
Залезли на эту большую фигуру! |
Размер фигур просто потрясающий, особенно эта, что на фото слева (внизу мы для сравнения). На таких огромных фигурах есть своеобразные "трусы" - каменная перекладина на уровне мужских органов :) |
||
Все углубления сделаны вручную и в каждом углублении - скульптурные фигуры. Примерно здесь в одном из углублений мы потеряли наш потеводитель по Индии :( |
А это вид снизу :) |
Тоже не самая маленькая фигура... |
Там, на заднем плане, видно лицо той самой громадной статуи |
А это фигуры с другой стороны дороги |
А это нас потрясло просто до глубины души. Видите, в какой железной коробке стоят монитор и процессор компьютера? Мы поняли, что это для того, чтобы не своровали!!!! Ну где еще можно такое увидеть, как не в Индии?! |
В поезде из-за заставленного прохода мы не смогли пройти в свой вагон, он был 3го класса, поэтому мы не сильно расстраивались и остались во 2 классе, на полу, вернее, на наших рюкзаках, которые мы положили на пол |
Рафаэль разговорился с одним индусом и они там что-то оживленно обсуждали... |
А это тоже наши попутчики! :) |