Долина царей и цариц
Долины Царей и Цариц расположены в Долине мертвых на левом берегу Нила. А поскольку мы ехали туда из Луксора, который находится на правом берегу Нила, то попалы мы на другой берег на небольшом кораблике - совместили приятное с полезным, проехав и по Нилу!!! :)
В знаменитой Долине царей в Луксоре 64 гробницы, почти все - царские. В отличие от фараонов Древнего царства, чья столица находилась в Мемфисе, фиванские фараоны времен Нового царства не строили пирамид. Гробницы вырублены в скалах, их старались как можно тщательнее скрыть от постороннего взгляда. Входы в гробницы засыпали крупными камнями, замуровывали. Но и это не уберегло гробницы от разорения. Все гробницы построены по схожему плану: наклонный коридор длиной до 200 м, круто уходящий вниз на глубину до 100 м и оканчивающийся тремя или четырьмя комнатами. Стены и потолки коридоров и комнат покрывают не потерявшие до наших дней своей яркости цветные рисунки, рассказывающие о жизни и подвигах покойного.
Из 64 обнаруженных до сих пор гробниц самыми примечательными считаются гробницы Тутмоса III (#34), Аменхотепа II (# 35), Тутанхамона (# 62), Хоремхеба (# 57), Рамсеса I (# 16), Сети I (# 17), Меренптаха (# 8), Рамсеса III (No 11), Рамсеса VI (# 9) и Рамсеса IX (# 6).
К сожалению, все гробницы оказались разграбленными еще в древности, и лишь гробница Тутанхамона была обнаружена английским археологом Говардом Картером в 1922 г. в полной сохранности. Гробница была настолько переполнена золотом, украшениями и прочими сокровищами, что исторически незначительный фараон, умерший в девятнадцатилетнем возрасте, стал сегодня чуть ли не самой значительной фигурой Древнего Египта. Как лаконично высказался Картер: "Единственным событием его жизни были смерть и погребение".
Тутанхамон, наследник "фараона-еретика" Эхнатона, вновь заменил культ Атона культом Амона. Может быть, именно поэтому его гробница отличается столь богатым убранством.
По каменному коридору лестница ведет в переднюю камеру гробницы. В расположенной за ней погребальной камере хранились четыре установленных друг в друга позолоченных деревянных сундука, а внутри их - каменный саркофаг с тремя саркофагами в форме мумий, из которых центральный был выполнен из литого золота и содержал собственно мумию фараона. Мумия все еще хранится здесь, за стеклянной витриной, но теперь уже в деревянном, хотя и богато украшенном саркофаге, помещенном в саркофаг из кварцита. Другие саркофаги выставлены в Египетском музее. На фресках погребальной камеры изображен ритуал захоронения фараона и требовавшиеся согласно ритуалу "отверзания уст" мумии наследником Тутанхомона Эйе.
В Долине цариц хоронили не только цариц, но и рано умерших египетских принцев. Пока в этом некрополе археологам удалось найти свыше 70 гробниц. Гробницы внешним обликом напоминают усыпальницы в Долине царей, разве что они немного меньше по размерам.
Наибольший интерес вызывает расписанная от стен до потолка гробница Нефертари, жены фараона Рамсеса II. После реставрации, законченной в 1995 г., она вновь открыта для посещения. Но доступ в нее ограничен: посетителей пускают группами по 10 человек и всего на 10 минут. За день ее успевают осмотреть всего 150 человек. Они могут восхищаться стенными росписями, иллюстрирующими "Книгу мертвых", и наблюдать прекрасную царицу в обществе Осириса или за игрой, похожей на шахматы. Погребальную камеру осеняет свод в виде звездного неба.
У самого подножия скал Дейр эль-Бахри расположен заупокойный храм знаменитой царицы Хатшепсут. Этот комплекс значительно отличается от храмов других египетских владык. Его архитектура и расположение были так же необычны, как и само появление на исторической арене женщины-фараона.
Дочь Тутмоса I и царицы Яхмес, Хатшепсут была сводной сестрой и великой царской супругой Тутмоса II. Этот царь правил около 7 лет, оставив после себя наследника Тутмоса III, своего сына от младшей супруги Исиды. К моменту смерти отца Тутмос III был слишком юн, и Хатшепсут была назначена регентом маленького правителя. Однако она была слишком горда, чтобы управлять от чьего-либо имени - вскоре она провозгласила себя единственной и полноправной владычицей Египта. 15 лет правления Хатшепсут были одной из самых ярких страниц истории XVIII династии.
Насколько была необычна женщина-фараон, настолько же необычен ее заупокойный комплекс, и, прежде всего, его расположение и архитектура. Прежде всего, Джесер джесеру, "священнейший из священных" - так Хатшепсут назвала свой храм, - находится в большом отдалении от построек других правителей, в самой глуби фиванского некрополя. Тем не менее, Хатшепсут не нарушала установленных традиций, - на самой границе пустыни и орошаемой земли был возведен гигантский пилон, от которого шла процессионная дорога к самому храму. Этот путь, шириною около 37 метров, с обеих сторон охранялся сфинксами, выполненными из песчаника и раскрашенными яркими красками. Прямо перед храмом был разбит сад диковинных деревьев и кустарников, привезенных из загадочной страны Пунт. Здесь же были вырыты два священных озера Т-образной формы. Сам храм был поистине чудом инженерной мысли древних египтян. Вырубленный в известняковых скалах, он состоял из трех огромных террас, расположенных одна над другой. На каждой из террас находились открытый двор, крытые помещения с колоннами - портики - и уходившие в толщу скалы святилища. Ярусы храма соединялись пандусами - наклонными дорогами, заменявшими лестницы и разбивавшими террасы на южную и северную части.
Колоссы Мемнона
На западном берегу Нила вдоль дороги, которая ведет из Фив в Долину цариц, возвышаются две огромные тронные статуи фараона Аменхотепа III III (1390–1352 гг. до н. э.), достигающие в высоту 21 метра. Статуи более известны под названием «колоссы Мемнона».
Колоссы Мемнона – всё, что осталось от заупокойного храма Аменхотепа III, монументального здания с массивными пилонами и аллеями сфинксов. Построенный из кирпича-сырца, он медленно разрушался из-за постоянных разливов Нила.
Около 27 г. до н. э. во время землетрясения отвалилась верхняя часть правой статуи. После этого от ее оставшейся части на восходе солнца начал исходить звук, похожий на человеческий голос. К статуе устремились паломники, дабы послушать «голос низвергнутого бога». Греки назвали ее Мемнон — по имени одного из персонажей Гомера, воспевавшего свою мать — богиню Аврору. Так продолжалось два века — до тех пор, пока римский император Септимий не решил подремонтировать колосса. Осколки верхней его части собрали и установили вновь. И статуя замолчала. Почему она «говорила», не вполне ясно и сегодня. Скорее всего от быстрого испарения утренней росы.
Именно оттуда происходят два сфинкса, украшающие набережную Невы перед зданием Академии художеств в Петербурге.
Сфинксы Аменхотепа III были найдены в 1828 г. и выставлены в Александрии на продажу. В 1830 г. их увидел русский офицер Андрей Николаевич Муравьев. Он сообщил об этом российскому посланнику и предложил купить сфинксов. Посланник направил письмо Муравьева в Петербург, императору Николаю I, а тот передал его в Академию художеств с запросом: «Полезно ли будет сие приобретение?» Академия ответила утвердительно. Сфинксы весом в 23 т каждый были куплены за 40 тыс. рублей и на специально оборудованном итальянском судне «Буэна Сперанца» в июне 1832 г. привезены в Петербург. Установили их через два года, сделав такую надпись: «Сфинкс из древних Фив, в Египте, привезен в град Святого Петра в 1832 году».